Утилизация медицинского оборудования и инструментов – обязательная мера для защиты и безопасности экологической среды. Во многих устройствах для диагностики заболевания содержатся опасные для здоровья человека вещества, поэтому важно утилизировать медицинские отходы в соответствии с нормативным законодательством. За неправильную утилизацию приборов предусмотрен штраф, который могут наложить на организацию.
Требования к утилизации медицинского оборудования
Вся медтехника, используемая в бюджетных медицинских учреждениях, находится на балансе организации. Для ее утилизации необходимо придерживаться следующих нормативных актов:
- Приказ, изданный Росздравнадзором 30.06. 09 за № 522
- Гигиенические требования
- Требования СанПиНа
Согласно этим документам, сотрудники, работающие в медицинской организации, не имеют права самостоятельно осуществлять разборку старого оборудования.
Администрация поликлиники или больницы обязана взаимодействовать со специальными компаниями, имеющими лицензию на утилизацию медицинских отходов в соответствии с нормативными документами. Условия сотрудничества должны быть оговорены в договоре.
Процесс утилизации медицинского оборудования и инструментов
Медицинские отходы делятся на несколько степеней опасности. В документе «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» они разделены на 5 классов опасности:
А. Безопасные, к которым относится мебель, упаковки, канцелярские принадлежности и т. п.
Б. Эпидемиологически опасные, которые контактировали с биологическим материалом или биологический материал.
В. Чрезвычайно эпидемиологически опасны, которые способны привести к опасным эпидемиологическим ситуациям.
Г. Токсически опасные. Сюда относятся ртутьсодержащие предметы и оборудование.
Д. Радиоактивные. В состав таких отходов входят радионуклиды.
Перед проведением утилизации исполнитель определяет класс опасности оборудования и действует в соответствии с требованиями нормативных актов. До приезда специалистов отходы должны быть расположены на площадках для временного хранения. Они помещаются в тару с соответствующей классу маркировкой.
- Класс «Б»- желтая тара. Упаковка должна быть одноразовой, влагостойкой и твердой.
- Класс «В» -тара красного цвета. Для сбора отходов разрешено использовать одноразовые влагостойкие пакеты или твердые контейнеры.
- Для безвредного мусора «класса А» можно использовать пакеты или мешки любого цвета (кроме красного и желтого).
- «Класс Г» должен быть упакован в тару с плотно прилегающей крышкой.
Стоит отметить, что маркировка и соответствие класса опасности цвету тары утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10.
Лицензия на утилизацию медицинских отходов: когда нужна и кто может получить
Разрешительный документ требуется тогда, когда речь идет об утилизации старого оборудования и расходных материалов, способных причинить вред окружающей среде. Документ не требуется для утилизации инструментов класса А,Б и В. Они обеззараживаются и уничтожаются как обычный мусор. Для переработки такого оборудования лицензия не требуется.
Лицензия необходима в обязательном порядке для уничтожения отходов класса Г и Д. Оборудование этих классов могут привести к проблемам в экологии, поэтому утилизация должна проводиться по правилам безопасности, прописанным в СанПине. Допуск к работе с опасными отходами могут получить только те организации, в лицензии которых имеется 2 кода:
38.22 – право на утилизацию опасных отходов;
38.21 – право на переработку продукции, не представляющей опасности.
Алгоритм получения лицензии
- Сбор и оформление пакета документов для подачи в госструктуру
- Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы объектов недвижимости, предполагаемых к использованию при обращении с отходами.
- Проведение экологического освидетельствования. Для лицензии на обращение с радиоактивными отходами проводят экспертизу радиационной безопасности.
- Подача документов в Росприроднадзор.
- Получение лицензии.